| |
При поддержке |
|
Игорь Масленников: Всеобщая «IP-визация» и превращение телекоммуникаций в инфокоммуникации неизбежное будущее
О перспективах развития IP-сервисов рассказал в интервью CNews Игорь Масленников, генеральный директор компании CТI.
CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, можно назвать ключевыми
для российского телекоммуникационного рынка по итогам 2004 года?
Игорь Масленников: С одной стороны, на российском рынке в
области телекоммуникаций происходит то же, что и по всему миру. Только несколько
медленнее, с опозданием. Российскому телекому свойственна некая невнятность в
политической сфере, в области регулирования фактически отсутствует концепция
развития и регулирования отрасли на период перехода от эпохи традиционной
телефонии, эпохи технологий коммутации каналов к эпохе инфокоммуникаций на базе
IP-технологий.
В остальном тенденции те же: происходит процесс «цифровизации»
жизни в целом, и связанный с этим процесс «IP-визации» телекоммуникаций. Сегодня
чрезвычайно интересное время для телеком-отрасли: она превращается в более
богатую и сложно устроенную область, чем традиционные телекоммуникации, в
область инфокоммуникаций. Наблюдается фантастический рост мобильных сетей,
бурное развитие IP-технологий. Собственно, развитие IP-технологий и массовое
распространение сервисов на их основе и есть ключевая тенденция мировых, а
значит, и российских телекоммуникаций.
CNews: В чем, по-вашему, мы отстаем от Запада?
Игорь Масленников: Недавно мне пришлось несколько дней
поездить по американской глубинке. Я был поражен: всюду, даже в самом удаленном
от цивилизации придорожном мотеле обязательно есть беспроводной доступ в
интернет. Это означает, что там есть спрос на эти технологии, есть массовый
рынок новых инфокоммуникационных услуг. Счет широкополосным абонентским
IP-подключениям идет на десятки миллионов, и американское правительство считает
своей задачей довести до их количество до 100% к 2007 году, то есть привести в
каждый американский дом third pipe «третью трубу», наряду с элекричеством и
водопроводом. Наш рынок телекоммуникаций в этом смысле на несколько порядков
хуже развит, чем рынки США или Европы. Количество широкополосных IP-абонентов в
России немного меньше 200 тыс., это бледно смотрится на фоне 30 млн. таких
абонентов в США.
Примерно каждый третий американец из увиденных мною на на
конференции VON Fall, ходил не с сотовым телефоном, а с Blackberry. Это
маленькое устройство с экраном и клавиатурой, появившееся несколько лет назад
как беспроводной двусторонний пейджер (instant messaging) и снабженное сейчас
средствами голосовой связи и доступа к интернет. Три года назад такими
«игрушками» пользовались только самые продвинутые американцы, а сейчас они
есть у очень многих. В России такого сервиса нет вообще. То есть, в целом, рынок
инфокоммуникаций в США, конечно, гораздо более развит, чем наш, и по массовости,
и по насыщенности разнообразными современными сервисами.
Но в нашем отставании есть и плюс мы можем, глядя на историю
развития западных телекомуникаций последних 1015-ти лет, воспользоваться их
опытом и не набивать себе тех шишек, которые достались зарубежным
первопроходцам. И именно поэтому так важна сегодня продуманная, четкая и
публично заявленная стратегия государства по регулированию этого бурно растущего
и быстро меняющегося рынка. Только наличие такой стратегии, понятной рынку и
разделяемой его игроками, может позволить реализовать эту возможность. У США
такая стратегия есть. У нас, по-моему, пока нет.
CNews: Какие направления телекоммуникационного бизнеса
развивались, по вашим наблюдениям, наиболее активно?
Игорь Масленников: Прежде всего, наблюдался огромный рост
мобильных сетей, абонентской базы сотовых операторов. Сотовых телефонов в России
сейчас больше, чем традиционных. Это происходит по всему миру сейчас и скоро
слово «телефон» будет ассоциироваться с сотовой трубкой, а не с традиционным
телефонным аппаратом. Мобильные сервисы быстро растут. С другой стороны, очень
серьезный рост демонстрируют IP-технологии. То, что они развиваются очень
быстро, может быть, не очень заметно на первый взгляд. Но сейчас происходят
серьезные перестройки в среде всех действующих на российском рынке операторов.
Речь идет и о традиционных операторах (таких как «Ростелеком» и компании
«Связьинвеста», и о крупных альтернативных операторах (как «Комстар» или «Голден
Телеком»), и о компаниях, несколько лет назад начавших свою деятельность либо
как интернет-провайдеры, либо как операторы IP-телефонии.
CNews: Как в целом вы бы оценили емкость российского рынка
услуг системной интеграции для телекома? Какова динамика его развития в
последние годы?
Игорь Масленников: Главное телекоммуникационный мир сам
по себе сильно меняется, и через 10 лет он будет мало напоминать тот, что был
лет 10 назад. В еще недавнем прошлом в каждой стране мира был один оператор
связи, который представлял собой владельца одной сети телефонной, и оказывал
единственную услугу услугу телефонной связи. Все было просто и понятно:
технологические, организационные вопросы и бизнес-схемы развивались в течение
десятилетий. Сейчас ситуация меняется, появляются совсем новые технологические
модели, бизнес-модели. Операторы вынуждены перестраиваться на ходу. А это
означает, что требуется большее число системных интеграторов, потому что растет
количество и качество предоставляемых клиентам услуг, количество и качество
проблем в межоператорских взаимодействиях. Задачи системной интеграции также
меняются, становятся все сложнее. Поэтому этот рынок растет очень быстро.
Мы это ощущаем «на собственной шкуре» за 2004 год наш бизнес
вырос почти втрое. Мы видим бурный рост в тех областях, которыми занимаемся в
IP-коммуникациях, IP-телефонии, видео-поверх-IP и OSS/BSS для телекома. И судя
по тому, какое количество компаний сегодня работает на рынке системной
интеграции для телекоммуникационных операторов (пять лет назад здесь было
пять-десять серьезных игроков, теперь минимум пятьдесят), я уверен, что объем и
сложность работы в этой области увеличивается не только у нас.
CNews: Насколько эффективна, на ваш взгляд, система правового
регулирования IP-коммуникаций в России? Отличается ли используемый здесь подход
к проблеме от мировой практики?
Игорь Масленников: Ситуация сегодня чрезвычайно сложная и
странная. С одной стороны, развитие IP-технологий и «IP-визация» жизни является
очевидным мировым трендом, об этом говорят с самых высоких трибун мирового
телекома. Еще в марте 2001 года генеральный секретарь Международного союза
электросвязи заявлял, что переход от сетей коммутации каналов к IP-сетям, к
сетям пакетной коммутации будет составлять основное содержание развития мировых
телекоммуникаций на ближайшую перспективу.
Но если посмотреть на действия чиновников нашего Министерства
информатизации и связи, то складывается впечатление, что они живут в мире,
который перпендикулярен тому, где живет генеральный секретарь МСЭ.
С одной стороны, в телекоммуникациях России происходит
административная реформа. Уже год как принят и действует (точнее бездействует)
достаточно невнятный «Закон о связи». Его можно трактовать как угодно, но только
не как программу развития российских телекоммуникаций на ближайшую и
среднесрочную перспективу. Из нескольких десятков подзаконных актов, которые
должны быть разработаны и приняты для того, чтобы этот закон реально начал
работать, принято всего лишь несколько. Более того, проекты некоторых из этих
документов вызывают у участников рынка чрезвычайное недоумение и сопротивление.
А ведь это те документы, которые будут регулировать рынок, определять его
будущее правила лицензирования, правила присоединения сетей это все реальная
жизнь реальных операторов и потребителей их услуг. Для людей, писавших эти
документы, современные телекоммуникации это традиционные телефонная и
телеграфная сети. Это убогое представление, нельзя сегодня, живя в мире
прошлого, пытаться что-то всерьез регулировать в будущем. Ведь главная задача
регулятора забота о будущем страны. В других странах мира ускоренное развитие
отрасли связи и создание условий для такого развития задача национальной
безопасности, конкурентоспособности страны. У нас получается не так. Реальных
проблем в регулировании на время переходного периода от традиционного телекома к
инфокоммуникациям действительно очень много, трудности испытывают регуляторы по
всему миру. Но вектор развития очевиден и объявлен, и, на мой взгляд, очень
опасно для страныпытаться пойти «не в ногу» с этим вектором, вместо того, чтобы
честно попытаться решить проблемы, вызванные его появлением.
CNews: Какой вы видите идеальную картину развития телефонии в
России?
Игорь Масленников: IP-телефония это не жульничество и не
мода, это предвестник эпохи IP-коммуникаций или инфокоммуникаций. Необходимо
продумать способы и правила перехода из мира старого телекома, мира традиционной
связи в мир инфокоммуникаций. Сегодня я не знаю ни одного правительственного
документа, в котором было бы написано об этом переходе.
Необходимо понять, в чем заключается этот переход, в чем
состоят цели и содержание регулирования отрасли на этот переходный период. Пока
нет ответов на эти вопросы документы Мининформсвязи (в частности, в области
IP-телефонии) будут носить непонятный характер, всегда будет получаться, что их
авторы хотят решить проблемы одних участников рынка за счет других. Речь идет о
конкурентоспособности страны на мировой арене, о ее будущем. И я не понимаю, как
г-н Рейман может говорить о замечательных перспективах для России (как страны
умных и креативных специалистов) в развитии инфокоммуникаций, о создании
ИТ-технопарков и одновременно «пилить сучья», на которых эти креативные люди
сидят, пытаясь загнать рынок в модель регулирования, которую он уже перерос. Так
что идеальной картиной развития IP-телефонии (IP-коммуникаций) в России я считаю
положение, когда государство не мешает рынку развиваться, а наоборот помогает,
создавая разумные и направленные на благо всего общества и его будущего правила
игры.
CNews: Насколько, из вашей практики, вырос за последнее время
спрос отечественного пользователя на системы управления видеоуслугами в
IP-сетях? Насколько остро в этой связи стоит вопрос конкуренции среди
поставщиков подобных решений?
Игорь Масленников: Наша практика в этом вопросе, вообще-то,
очень недавняя. Наша компания специализированный системный интегратор и
разработчик программного обеспечения, занимающийся IP-коммуникациями.
IP-коммуникации начинались с IP-телефонии, и мы, в основном, IP-телефонией и
занимались до недавних пор. Но при этом мы понимали, что голос в IP-сетях это
только начало, и что следующим шагом, скорее всего, будет видео. Весной 2004
года мы занялись этой темой серьезно, разработав на заказ программный продукт,
центральный управляющий элемент для сетей IP-телевидения, видео по запросу
middleware. К большому своему удивлению мы обнаружили, что эта тема очень
интересует российских операторов, причем эта заинтересованность носит чисто
практический характер. Они либо строят пилотные зоны video-over-IP, либо
экспериментируют с ними, либо уже реализуют конкретные бизнес-планы. Такая
заинтересованность заказчиков нас приятно порадовала: сегодня мы ведем довольно
много проектов на эту тему.
Например, компания «Телеком-Центр» сейчас реализует проект по
доставке московского видеоконтента в другие регионы России. Мы работаем с рядом
предприятий «Связьинвеста», которые также внедряют пилотные зоны сетей
video-over-IP. Сотрудничаем и с альтернативными операторами, и с
интернет-компаниями.
И странное ощущение у нас складывается на этом рынке пока
практически нет конкуренции. Есть западные разработки, есть отечественные
компании-интеграторы, которые, вроде бы, «в теме» но серьезной экспертизы пока
нет ни у кого. Очень похоже на первые годы развития IP-телефонии. Кстати традиционные телефонисты ее поначалу не понимали и
боялись, как сейчас боятся темы video-over-IP традиционные телевизионщики
эфирные, спутниковые, кабельные операторы. А для IP-специалистов пока очень
чужеродной выглядит теле- и видео- компонента и специфика таких проектов. Но,
безусловно, «IP-шные» люди это все быстро освоят…
CNews: Как вы оцениваете дальнейшие перспективы развития
сервисов «поверх» IP?
Игорь Масленников: Я убежден, что всеобщая «IP-визация» и
превращение телекоммуникаций в инфокоммуникации неизбежное будущее всего
человечества. Процессы, происходящие сегодня в телекоммуникационной отрасли и в
ИТ, не менее масштабны и важны, происшедший сто лет назад переход с гужевого
транспорта на автомобили. Автомобили «убили» гужевой транспорт как мощную
индустрию, они заменили лошадей как основное транспортное средство, более того,
развитие автотранспорта привело к кардинальным изменениям в экономике и жизни
людей в масштабах всей планеты, автомобильная индустрия стала основой экономики
многих стран.. Так и появляющиеся на наших глазах инфокоммуникации очень сильно
изменят телекоммуникационный ландшафт, а затем мировую экономику и жизнь людей
на всей планете. Развитие IP-инфраструктуры (и магистральной, и абонентского
доступа), развитие IP-сервисов приведет к сильным изменениям в способах людей
работать, учиться и проводить свой досуг. Даже сотовая связь, о которой мы
упоминали, становится IP-сервисом: не все знают, что 3G сети, о которых так
много говорят в последние годы это, в сущности, беспроводные сети
IP-телефонии, а аббревиатура IMS (архитектура мобильных и фиксированных сетей
будущего), расшифровывается как IP Multimedia Subsystem.
Разумеется, сегодня в большинстве случаев лошадь ни автомобиля,
ни трактора не заменит. Но физически гужевой транспорт не исчез -лошади
востребованы в спорте, в индустрии развлечений, а в деревнях -и как транспорт.
Так что я не думаю, что традиционная телефония исчезнет совсем
в каких-то случаях она будет востребована, но определять правила игры уже
конечно не будет.
CNews: Какие наиболее значимые проекты были реализованы
компанией CTI в 2004 году?
Игорь Масленников: Одно из основных бизнес-направлений у
нас сегодня это строительство IP Контакт-центров. Тема call-центров сама по
себе кажется довольно мелкой. Они составляют очень небольшую, хотя и
быстрорастущую часть телекоммуникационного рынка. Но мы одни из первых в России
поняли и смогли донести до заказчиков, что call-центры это не столько
телефония, сколько информационный обмен. Это информационные системы, это вопросы
интеграции системы обработки телефонных, e-mail и web-вызовов с CRM-системами, с
базами данных.
А поскольку IP-Контакт-центры, которыми мы занимаемся это
чистый софт, живущий в IP-сетях, то тема интеграции этих контакт-центров с
информационными системами совершенно по-другому звучит, чем в случае
традиционных call-центров, сделанных на базе телефонных станций. И успех
направления контакт-центров связан именно с этим фактором. Нами сделано много
десятков крупных, средних и небольших проектов, для самых разных компаний это
и операторы связи, и банки, и страховые компании, и промышленные предприятия, и
турагенства, и торговые сети… Было реализовано множество интересных задач.
Главное отличие IP от ТDM в области call-центров в IP нет географии, поэтому
достаточно популярна сегодня такая идея: операторы московского call-центра сидят
в Твери или зарубежный оператор связи работает с русскоязычным сообществом своей
страны, а операторы его call-центра сидят в Ярославле. Такая модель бизнеса
выгодна чисто экономически.
Или, например, крупный банк, который имеет множество филиалов и
отделений по стране, строит IP-Контакт-центр. Поначалу его агенты работают в
Москве, но постепенно он понимает, что в этом нет необходимости, поскольку и
аренда в столице стоит дороже, и зарплату людям надо платить большую. И
происходит постепенное «утекание» агентов call-центра в регионы, при этом с
точки зрения пользователя ничего не меняется, а эффективность бизнеса
увеличивается.
Кроме того, Россия очень большая страна, в которой есть
разные временные зоны. Поэтому тоже очень интересно и выгодно, когда агенты
call-центра рассредоточены по территории страны от Владивостока до
Калининграда. При этом операторов, обслуживающих звонки всегда приемлемое
количество. Где-то рабочий день заканчивается, а где-то только начинается.
Удобно получается: эффективно и экономно.
Второе направление, которое нужно отметить проект по
внедрению платформы абонентских IP-сервисов (class 5 softswitch) компании
BroadSoft в «Комстаре». Это как раз и есть прототип будущего инфокоммуникаций
когда пользователи получают разнообразные услуги (голосовой связи,
видетелефонии, аудио- и видеоконференций, служб Instant Messaging и Presence,
совместной работы над документами и т.д.) через единственное IP-подключение, и
управляют своим набором услуг самостоятельно, через web-интерфейс.
Несколько интересных проектов прошлого года связано с задачей
организации межоператорского транзита IP-телефонного трафика на базе очень
популярного в России пограничного контроллера сессий MVTS компании Mera Systems.
Сегодня стало уже аксиомой, что для правильного и эффективного взаимодействия
операторов IP-телефонии нужен SBC Session Border Controller. Но варианты его
использования отличаются большим разнообразием это то для нас и интересно.
И, наконец, не могу не отметить еще один важный для нас проект
прошлого года совместно с компанией «Мехатрон» мы построили корпоративную
мультисервисную сеть «Салаватнефтеоргсинтеза» крупнейшего нефтеперабатывающего
предприятия. Это первый в России проект большой корпоративной территориально
распределенной кампусной сети с ядром на 10 Гбит/сек.
CNews: Какие направления оказываемых вами услуг в сфере
телекоммуникаций были наиболее востребованы клиентами?
Игорь Масленников: IP Контакт-центры очень большая часть
нашего бизнеса. В обороте компании они занимают от четверти до трети. На втором
месте операторские решения IP-телефонии. Это софт-свичи, пограничные
контроллеры сессий, шлюзы, биллинг, поставка готовых решений. Корпоративные
решения IP-телефонии также пользуются спросом. Если просуммировать весь наш
IP-телефонный бизнес, то он составит около половины оборота нашей компаний.
Следующее направление программные продукты. Наше отличие от
многих системных интеграторов в том, что мы являемся также разработчиками
программных продуктов, в числе которых -биллинг, система записи разговоров в
IP-сетях, iVision middleware для видеоуслуг в IP-сетях, набор дополнительных
продуктов для IP Контакт-центров (рабочее место оператора, система организации
компаний исходящего обзвона, система записи разговоров). В прошлом году мы
разработали еще один продукт Service Desk, предназначенный для автоматизации
работы операторских или корпоративных служб поддержки.
CNews: Каковы ваши стратегические планы на 2005 год?
Игорь Масленников: Все только начинается. И не только в
России, но и во всем мире. IP-телефония как первая фаза развития IP-коммуникаций
начиналась в 1996 году. В целом, из-за снижения тарифов за последние годы
мировой телекоммуникационный рынок потерял несопоставимо больше денег, чем все
IP-телефонисты заработали за эти 8 лет. Конечно, это произошло не только из-за
IP-телефонии, но и из-за демонополизации рынка связи по миру, из-за развития
технологий широкополосных сетей. Казалось бы, это, большая проблема, ставящая
под сомнение целесообразность развития IP-телефонии вообще.
Но в 2004 году стало понятно, что это была только прелюдия.
Потому что именно 2004 год стал первым годом массового развертывания операторами
по всему миру сетей абонентских голосовых IP-сервисов как первой фазы
строительства сетей абонентских IP-сервисов вообще. За этот год было построено
несколько сотен таких сетей. И самые интересные события происходят сейчас в
Юго-Восточной Азии Япония, Южная Корея, Китай, Сингапур, Австралия
представляют собой авангард IP-коммуникаций.
Именно 2004 год стал переломным для IP-телефонии и, следовательно, для
IP-коммуникаций. В течение ближайших пяти лет в этой области, думаю, произойдет
что-то невероятное, и мы с вами будем свидетелями и участниками этих
событий.
CNews: Спасибо.
|
|